Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Новости Астраханская область Новости Волгоградская область Вологодская область Новости Нижегородская область Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Марий Эл Ростовская область СКПК "Цимлянское общество взаимного кредита" Ставропольский Край СПКК "Резерв" Тамбовская область Томская область Тюменская область СКПК «Кредит» Сорокинского района Читинская область Чувашская Республика Новости Ярославская область
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

О «родимых пятнах» Тульской кооперации

На 1.10.2008г. в Тульской области насчитывается 7 сельских кредитных кооперативов, из которых о своей работе отчитываются три: СКПК «Согласие» и «Агрокредит» в Щекинском районе и СКПК «Калита» - в Кимовском. Организованы они в следующей последовательности: «Согласие» - в 2000 г., «Калита» - в 2006 г., «Агрокредит» - в 2008 г. Приводимая хронология говорит сама за себя: развитие кредитной кооперации идёт крайне медленно. Причина - в отсутствии организационно-финансовой поддержки со стороны местных властей и в специфике области как центрального региона, близкого к промышленным центрам и столице. Массовый исход дееспособного населения из села резко уменьшил численность желающих развивать собственное дело. С другой стороны, в области создана развитая сеть банковской системы, способная удовлетворить большинство потребностей населения в финансовых ресурсах. Поэтому меры финансовой поддержки селян, предусмотренные государством в рамках национального проекта для стимулирования развития малых форм предпринимательства на селе, несколько запоздали, хотя и серьёзно помогли действующим организациям. Рост членской базы кооперативного движения и кредитной кооперации в частности, следует ожидать по мере восстановления доверия селян к государственной политике.

Обращусь к опыту работы трех упомянутых выше кредитных кооперативов. СКПК «Согласие» был организован пятнадцатью фермерскими хозяйствами. На сегодня из числа учредителей осталось пять, а из 120 сегодняшних членов насчитывается: 70 (58%) личных подсобных хозяйств, 17 (14%) - индивидуальных предпринимателей, 13 (11%) - фермерских хозяйств и 20 (17%) - прочих, включая ассоциированных. Несмотря на разностороннее представительство, численность членов кооператива с 2007 года  сокращается во всех структурных группах. В кредитном кооперативе «Калита» - 45 членов, из которых 30 являются фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями, 2-ЛПХ и 12-прочих. Его членская база носит еще и «учредительный» характер и пока не привлекла к себе сельское население. В СКПК «Агрокредит» 8 членов в том числе 4 -К(Ф)Х, 3-ЛПХ и 1 сельхозкооператив. Членская база здесь носит «осколочный» характер - на основе выделившихся членов из СКПК «Согласие». Анализ членской базы этих кооперативов не дает оснований для прогнозирования ее интенсивного роста: к развитию кредитной кооперации широкое сельское население области отношения пока не имеет.

Об этом же говорит и анализ ресурсной базы трех функционирующих кооперативов. В таблице приводится структура их финансовых ресурсов на 1.10.2008г. (по СКПК «Калита» - на начало 2008г.):   

 
 
СКПК «Согласие»
СКПК «Калита»
СКПК «Агрокредит»
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
Собственные средства,
из них паевой взнос Россельхозбанка
1508,0
 
-
15,8
 
-
2418,0
 
1500,0
82
 
50,8
 
1950,0
 
-
100
 
-
 
Сберегательные взносы
728,0
7,7
-
-
-
-
Кредиты и займы,
из них от ФРСКК
7290,0    5770.0
76,5    60.5
532,0
18,0
-
-
Всего ресурсов
9526,0
100
2950,0
100
1950,0
100
 
 

Заимствуя терминологию из сферы человеческого развития, можно сказать: ресурсная база всех кооперативов «моноцентрична» - исходит из единого источника поступлений. В СКПК «Согласие» удельный вес специализированных финансовых фондов как источников его пассивов составляет 76,5 %, а сберегательные взносы населения - лишь 7,7%. Основную долю ресурсов СКПК «Калита» (82%) формирует паевой фонд учредителей, более половины которого приходится на паевой взнос Россельхозбанка - 1500 тыс. руб. Как и «Калита», СКПК «Агрокредит» стремится сконцентрировать средства учредителей в паевом фонде, рассчитывая на получение прибыли и выплату дивидендов по ним. Для сравнения и оценки: в регионах массового развития кредитной кооперации центр финансовых поступлений кооперативов смещается в сторону сбережений населения, что является классическим эталоном их деятельности.

К другой особенности ресурсной базы тульских кооперативов относится полное отсутствие в ней средств государственной поддержки, декларируемых федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». В районах области функционируют внебюджетные фонды экономического развития для поддержки малого бизнеса в организации рабочих мест на территориях массового закрытия угольных шахт. В Щёкинском районе имеет место именно такая ситуация: только пять фермерских хозяйств - членов СКПК «Согласие» - внедрили промышленную технологию выращивания картофеля на площади 1 тыс. га и организовали больше ста рабочих мест. Однако совместное обращение фермеров и кооператива за поддержкой в районный фонд экономического развития не нашло понимания.

Эти особенности развития кредитной кооперации в Тульской области выявляют «родимые пятна» не самих кооперативов, а то безразличие со стороны властей всех уровней, в котором кооперация нарождается. Согласно «Областной целевой программе «Развитие сельскохозяйственных  потребительских кооперативов на территории Тульской области на 2007-2010 годы», основными исполнителями которой являются чиновники администрации, в 2008 г. в области должно быть 18 кредитных кооперативов.

Предусмотренные программой объемы финансирования из областного бюджета, включая гарантии из него, остаются пока недоступными для кредитных кооперативов. А гарантии, предусматриваемые областным законом «О порядке предоставления государственных гарантий  Тульской области», с 2008 г. выделяются … под обеспечение залогом пожелавших их взять. Программа, сочиненная самими чиновниками, срывается ими же самими. Ее неэффективное выполнение вскрывает непонимание властями роли кооперирования как средства борьбы населения с собственной бедностью. К государственным программам развития необходимо подключать все формы самоуправления и буквально воссоздать эти формы. В настоящее время ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «утратились» во всех районах области.

Обидно сознавать, что такая форма, как кредитная кооперация в стране развивается, по выражению юристов, вне рамок цивилизованного правового поля, а наоборот, отдаляясь от этих рамок. Недопустимым представляется дальнейшее сохранение правовой нормы в законе об ограничении членства в  кредитных кооперативах тех сельских жителей, которые не являются сельхозтоваропроизводителями. Возмутительно, что государство оказалось неспособным установить общие, единые для всего населения, принципы кредитной кооперации в рамках одного закона. Поэтому в сельской кредитной кооперации возникло такое извращение принципов кооперации, как создание ревизионных союзов с правами вышестоящих надзорных функций. Государство вынуждено форсировать организацию узаконенной им ревизионной системы в условиях, когда сама кредитная кооперация «не идет». В среде кооперативов зреет убеждение, что ревсоюзы явились следствием коррупции в законодательной сфере.

Нерешенность общих законодательных принципов формирования кооперации проявляется в массе частных вопросов. Чего стоит такое обстоятельство, когда для кооперативов как потребительских организаций  до сих пор не установлены единые требования к бухгалтерскому учету и отчетности. В трех представленных кооперативах Тульской области следуют как бы трем налоговым законодательствам: в  СКПК «Согласие» работают на основе « потребительских» требований, без прибыли; кооператив «Калита» ведет потребительскую деятельность, а от коммерческих кредитов (?) своего ассоциированного члена Россельхозбанка получает прибыль, чтобы выплатить ему дивиденды; а в «Агрокредите» получают прибыль от выдачи собственных паевых средств.

Только из приведенных «родимых пятен» тульской кооперации можно сделать вывод о громадной неразберихе в практике хозяйственной деятельности кооперативов, порождаемой отсутствием единого четкого законодательства в организации кредитной кооперации.

 
 
Исполнительный директор  СКПК «Согласие» О.А.Лаврищев

Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте