Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Литература по СКК Законодательство Зарубежный опыт Интервью Исследования Методические документы Нормативные документы Программные документы Статьи, монографии Типовые формы внутренних регламентирующих документов СКК Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Консультации Полезные ссылки Альбом (фото-видео) Обзор СМИ
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

Пахомов В.М. Развитие системы сельской кредитной кооперации в России

    Владимир Пахомов
Генеральный директор «Фонда развития сельской кредитной кооперации»

 

Фонд развития сельской кредитной кооперации можно причислить отчасти к исполнителям, отчасти – к экспертам по реализации нацпроекта в сфере агропромышленного комплекса. В Фонде я работаю уже девять лет, и все это время занимаюсь фактически одной проблемой - создание и поддержка системы сельской кредитной кооперации. Именно это направление национальный проект выделил как одно из приоритетных. Так что можно сказать, что государство, наконец, официально признало нашу работу и обеспечило ей поддержку.

С гордостью могу отметить, что за 10 лет существования нашей организации мы добились значительных успехов. Сейчас, когда на развитие АПК обратило внимание высшее руководство страны, у нас появился новый мощнейший импульс к дальнейшему развитию.

Раньше Фонд развития сельской кредитной кооперации был единственной организацией, непосредственно занимающейся проблемами сельской кредитной кооперации: ее научно-методическим обеспечением, консультационной, технической и финансовой помощью. Поддержкой федерального центра мы не обладали, лишь иногда на нас обращали внимание региональные власти.

После старта национального проекта появилась некая общегосударственная идеология в области кредитной кооперации. Был составлен сетевой график мероприятий. На первом этапе началась разработка единой Концепции развития системы сельской кредитной кооперации. В рабочую группу по подготовке этого документа вошли представители Министерства сельского хозяйства, Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Центробанка. При разработке данной Концепции произошло некое столкновение интересов различных ведомств, но, тем не менее, наибольший вес имело мнение самого кооперативного сообщества.

В этом стратегически важном документе предусматривалось создание многоуровневой системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов: кооперативы первого и второго уровня и кооператив «Народный кредит», который впоследствии трансформируется в кредитные организации.

Следующий этап - разработка нормативно-правовой базы и методических рекомендаций по отдельным составляющим в рамках реализации общей Концепции. Особое значение приобрела подготовка рекомендаций для регионов. Появился такой документ, как «Методические рекомендации по разработке целевых региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации».

С мая 2006 года региональные власти активно приступили к работе. В большей части регионов удалось составить собственные программы, которые базировались на методических рекомендациях, присланных из федерального центра, и дополнялись документами, имеющими региональную специфику.

В создании Концепции развития системы сельской кредитной кооперации активно участвовал Фонд развития сельской кредитной кооперации. Представители Фонда работают и в Совете при Президенте РФ по реализации национального проекта «Развитие АПК» и в межведомственной рабочей группе при этом Совете. В определенной мере, мы считаем себя соучастниками национального проекта, поскольку смогли донести свою позицию до круга экспертов, непосредственно подготавливающих проектную документацию.

Второй этап – это непосредственно реализация запланированных мероприятий. В соответствии с национальным проектом, в 2006-2007 годах запланировано создание 1000 кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов. При этом, вновь созданные кооперативы не должны препятствовать функционированию уже существующих сельских кооперативных хозяйств, а наоборот, стать элементом развития всей целостной системы.

Практически единственным исполнителем всей организационной части стал Россельхозбанк (РСБ). Из бюджета было выделено 3,6 миллиардов рублей, которые РСБ должен был направить на развитие системы кредитных кооперативов: мониторинг процессов национального проекта, информационно-агитационную работу, организацию совещаний и семинаров, работу с инициативными группами.

Однако, как раз в этом вопросе произошло определенное столкновение интересов. Дело в том, что в сельском хозяйстве существуют три сектора экономики – государственный, частный и кооперативный. Государственный сектор в этом случае представляет РСБ, частный – различные акционерные коммерческие банки, работающие в секторе АПК и кредитные кооперативы. И тут возникает проблема – государство поставило перед РСБ задачу развивать систему кредитной кооперации, но, по сути, кредитные кооперативы являются прямыми конкурентами банка. Именно столкновением интересов объясняется тот факт, что при проведении организационных мероприятий РСБ сделал акцент на создании структур, которые бы имели высокую привязанность к этому банку. Такая система теряет независимость и становится соподчиненной. В первую очередь, РСБ сосредоточился на создании кооперативов в удаленных поселениях – селах, хуторах, аулах. Таких поселений в России около 20 тысяч, и кредитные кооперативы в них становятся дополнением системы РСБ вместе с филиалами и дополнительными офисами.

Но ведь существует и другая система – та, что развивалась самостоятельно до реализации нацпроекта, в том числе и с нашей помощью. В этой системе уже действующие 500 кредитных кооперативов объединяются на региональном уровне в кооперативы второго уровня, а на национальном уровне действует структура «Народный кредит», в которой на сегодняшний день состоят 16 членов – представители 16-ти крупных регионов. Таким образом, у нас сегодня действуют две параллельные финансовые системы, что, конечно, не отвечает первоначальной идеи единой органичной структуры сельскохозяйственной кооперации.

Изначально, согласно национальному проекту, в 2006 году было предусмотрено создание 600 кооперативов, но регионы смогли обеспечить около 770 заявок. В 2007 году запланировано создание еще 400 кооперативов, и, по состоянию на май 2007 г. их уже 900.

При создании кооперативов, выявились несколько групп влияния на этот процесс. Первая – это РСБ, имеющий достаточные финансовые возможности и полномочия. Как отмечает сам банк, при его содействии создано 55 сельскохозяйственных кредитных кооператива. Следовательно, подавляющее большинство кооперативов создавались другими группами влияния. Одна из них - уже действующие кооперативы второго уровня. Исходя из своих основных принципов, они взяли на себя эту организационную работу. По общим оценкам экспертов, они причастны к созданию около 30% кооперативов. Это еще раз подтверждает, что многоуровневая система, заложенная изначально в концепции, может саморазвиваться и самоорганизовываться без вмешательства сторонних исполнителей.

Следующая группа влияния – администрации регионов. Их доля в общем количестве кооперативов – также порядка 30 процентов. И последняя, важная группа – ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей. Самая крупная подобная ассоциация – АККОР (Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств России). Через свои структуры она также способствовала созданию порядка 10 процентов кооперативов. Таким образом, мы видим, что основной исполнитель не смог сыграть в этом процессе доминирующую роль даже при усиленном финансировании. Тем не менее, в следующем году перераспределения бюджетного финансирования, учитывающего вклад в развитие системы сельскохозяйственной кооперации других групп влияния, не предусмотрено.

На данном этапе очевидно, что количественные показатели по созданию кредитных кооперативов будут достигнуты. Поэтому, главными критериями станут показатели качественные: насколько эффективно работают кредитные кооперативы? выполняют ли они свои задачи?

Создание сельскохозяйственного кредитного кооператива подразумевает несколько этапов, которые необходимо пройти для полноценного начала функционирования. Первая – это обучение персонала вновь созданной структуры. Национальным проектом предусмотрено обучение 2 специалистов с одного кооперативного предприятия: руководителя и главного бухгалтера. Фонд развития сельской кредитной кооперации имеет достаточно большой опыт в разработке комплексов обучающих программ: у нас существует семь модулей обучения разной степени сложности. Поэтому мы активно включились в обучающий процесс: составили программу, подготовили учебник, методические пособия. 31 августа в республике Саха прошел первый обучающий семинар для работников сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За 4 месяца мы провели 28 семинаров в самых разных уголках России, обучив 798 слушателей, что составило около половины всех слушателей в России.

При организации обучения мы в первую очередь использовали потенциал кооперативов второго уровня, в задачи которых как раз входит учебно-консультационная деятельность. Таким образом, мы смогли обучать менеджеров кредитных кооперативов не силами сторонних организаций, преподаватели которых сильно оторваны от практики, а использовали опыт серьезных практиков, работающих по 5-10 лет в этой сфере.

Второй этап – кредитование материально-технической базы кооператива. Масштабы этих кредитов, к сожалению, очень небольшие. За все время своей работы по поддержке сельской кооперации РСБ выдал таких кредитов не более 15% кооперативов. То есть остальные 85% не смогли удовлетворить слишком жестких требований банка.

Третий этап создания кредитного кооператива – ассоциированное членство. Стать ассоциированным партнером тоже непросто, поскольку эта процедура предусматривает принятие решение головным офисом РСБ. В прошлом году это нелегкую процедуру смогли преодолеть лишь около 50-ти кооперативов. Многие кооперативы жалуются, что их документы рассматриваются слишком долго, многие отклоняются без объяснения причины.

Завершающий этап – получение кредита на формирование ресурсной базы. Что касается ресурсного кредитования, то в этой области РСБ повел себя достаточно активно. Сейчас в банке введен режим еженедельной отчетности, что позволяет контролировать и своевременно корректировать этот процесс. Поэтому именно кредитование вызвало у кооперативов наибольшее количество положительных эмоций. Сейчас доступ к кредитным ресурсам есть у подавляющего большинства созданных кооперативных хозяйств, продукт этот наиболее востребованный и наименее подвергающийся критике.

Так, вкратце, можно охарактеризовать ход мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «развитие системы сельской кредитной кооперации». В заключение хотелось бы еще раз обратиться к зарубежному опыту. Во многих развитых странах Европы система сельских кредитных кооперативов переросла в мощнейшие крупные финансовые институты, известные во всем мире. Такие известные, в том числе и в России, брэнды, как австрийский банк «Райфайзен», французский «Креди Агриколь», являются учреждениями кредитных кооперативов. В Голландии – это «Рабба Банк», в Германии – «ДЦ Банк». Сейчас они распространяют идеи кооперации по всему миру. Таким образом, идея создания сельскохозяйственных кредитных кооперативов в России – перспективнейший путь, по которому прошли развитые европейские страны.

Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте