Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Литература по СКК Законодательство Зарубежный опыт Интервью Исследования Методические документы Нормативные документы Программные документы Статьи, монографии Типовые формы внутренних регламентирующих документов СКК Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Консультации Полезные ссылки Альбом (фото-видео) Обзор СМИ
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

Государство и крестьяне: только вместе можно накормить Россию

Успехи реализации государственной программы развития сельского хозяйства были отдельно отмечены Президентом РФ в рамках Ежегодного послания Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года. По словам главы государства, сельское хозяйство показало лучший рост среди всех отраслей, даже в период кризиса, и поддержка села продолжится в будущем. Подробнее о том, каких результатов удалось достичь в развитии сельского хозяйства и какие проблемы еще предстоит решить, рассказал  на страницах журнала "Национальные проекты" (№12 (43) 2009 г.) председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Петрович Денисов.

 

С какими основными проблемами сегодня сталкиваются предприятия АПК?

 
Во-первых, перед аграриями остро стоит проблема реализации собственной продукции. Это связано с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, инфраструктуры первичной переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, производительность труда в сельском хозяйстве России в 5–6 раз ниже европейской. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах – инновации (квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и т. д.).
В-третьих, различные формы хозяйствования – крупные, средние, малые – должны законодательно иметь равные условия развития, продвижения произведенного товара на рынок. Например, крестьянам сегодня выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (ЛПХ), нежели крестьянского фермерского хозяйства (КФК). Почему? Да потому что ЛПХ – менее «прозрачная» форма для государства, практически с его стороны отсутствуют учет и контроль. Но при этом многим владельцам ЛПХ зачастую закрыта дорога в банки с целью кредитования.
 
Есть еще такая форма хозяйствования предприятий АПК, как сельскохозяйственная потребительская кооперация. Какова ее роль в развитии аграрно-промышленного комплекса? С какими проблемами сталкиваются кооперативы?
 
Такие кооперативы играют исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельскохозяйственных производителей, но их развитие в России находится на начальном этапе. В стране зарегистрировано почти 6 500 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 991 является перерабатывающим, 733 – обслуживающими, 1 166 – сбытовыми. Анализ по субъектам Федерации говорит о малочисленности кооперативов, слабости их развития. Сказывается психологическая неготовность крестьян к подобному кооперированию, многие опасаются очередной кампанейщины, явно преувеличиваются возможности, даже самых экономически самостоятельных фермеров, в одиночку пробиться с товаром на рынки продовольствия и ресурсов.
Существует и такая вещь, как конкуренция и противодействие созданию кооперативных сельскохозяйственных структур со стороны более крупных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и особенно – армии посредников, освоивших этот сегмент рынка. Эти и другие особенности современной российской действительности необходимо учитывать в конкретной деятельности по развитию вертикальной кооперации.
Хочу еще заметить, что требуют совершенствования такие федеральные законы, как «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в части упорядочения землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки этой категории хозяйств и объединений. Неполнота и противоречивость Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обусловливают существенные институциональные ограничения, издержки при оформлении земельных участков КФХ и ЛПХ в собственность.
При этом хочу подчеркнуть, что не следует забывать и тем более «списывать со счетов» потребительскую кооперацию, которую объединяет Центросоюз России. Адаптировать ее к работе на селе в современных условиях – задача центра и регионов.
 
На какую работу депутаты Комитета по аграрным вопросам настроены сегодня?
 
Первоочередная задача — обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. В развитие Госпрограммы принят ряд ведомственных и региональных целевых программ развития отдельных отраслей сельского хозяйства. Важно, чтобы в условиях финансового кризиса не затормозился процесс их реализации.
В прошлом и текущем году приняты решения об увеличении субсидий субъектам Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, дизельного топлива, комбикормов. Кроме того, пополнены уставные капиталы «Россельхозбанка» и «Росагролизинга», увеличены ассигнования на субсидирование ставок для предприятий агропромышленного комплекса.
В плане дальнейшей законодательной поддержки АПК я бы назвал несколько составляющих: первое – совершенствование земельного законодательства; второе — принятие закона о регулировании торговой деятельности, развитие рыночной инфраструктуры; третье — социальная и кадровая политика на селе, четвертое – совершенствование финансовых и налоговых инструментов; пятое — технологическая политика.
 
Что уже сделано?
 
В рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» введено в строй 1 млн 760 тыс. кв. м жилья. Первоначальный ориентир был превышен на 18%, в том числе для молодых семей было построено 859 тыс. кв. м, что выше на 32%. Перевыполнены показатели по вводу в эксплуатацию сетей водоснабжения и газификации сельских населенных пунктов.
По ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года» предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий и на 11% увеличен объем внесения минеральных удобрений.
Темпы реализации Госпрограммы в текущем году невысокие, но объективные. Сегодня, по сравнению с прошлым годом, условия совсем другие – сокращение финансирования, падение покупательского спроса, погодные условия и др. Показатели выполнения параметров программы по регионам страны различны. В ряде субъектов рост производства продукции превышает запланированный, но есть и регионы, которые допустили спад сельскохозяйственного производства на 5% и более.
Если говорить об итогах 2008 года, то в стоимостном выражении общая валоваяпродукция отрасли достигла 2 трлн 600 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2007 году. Перевыполнен показатель госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе. Объем производства составил 9 млн 300 тыс. тонн, что на 380 тыс. тонн больше планового показателя.
Обновлен парк основных видов сельскохозяйственной техники, приобретено 24 тыс. тракторов, 13 тыс. комбайнов. Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд рублей, в том числе 224 млрд — это краткосрочные кредиты, 148 млрд — инвестиционные кредиты и 48 миллиардов – это те субсидированные кредиты, которые использованы для малых форм хозяйствования.
В целом на реализацию мероприятий государственной программы в 2008 году из федерального бюджета выделено 138 млрд рублей. Прибыль, полученная сельскохозяйственными организациями в 2008 году, составила 117 млрд рублей, рентабельность — 15,3%.
Как известно, основное средство производства предприятия АПК — земля. При этом земельное законодательство у нас достаточно сложное…
Это так. Земельная реформа продолжается уже 19 лет. В 1992–1994 годах в ходе реорганизации колхозов и совхозов 12 миллионам граждан было передано 115 млн гектаров сельскохозяйственных угодий в виде земельных долей без определения их границ на местности. До сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки.
Приватизация несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 205 млн га, не проводилась. Они были закреплены за сельскохозяйственными организациями на праве постоянного (бессрочного) пользования, и опять без определения границ участков на местности.
При этом 1 января 2010 года истекает срок, до которого сельскохозяйственные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, но не безвозмездно, а за плату, или оформить право аренды. При этом до сих пор в законодательстве не определена цена выкупа несельскохозяйственных угодий в собственность, что не позволяет начать их приватизацию и вынуждает оформлять только аренду.
В результате к настоящему времени собственники земельных долей из имеющихся у них 115 млн гектаров сельскохозяйственных угодий поставили на кадастровый учет и осуществили государственную регистрацию прав только на 18 млн гектаров. Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями либо на правах аренды с государственной регистрацией договоров аренды (14,3 млн гектаров), либо на правах аренды без государственной регистрации договоров аренды (54,6 млн гектаров, после 27 января 2011 года такие договора в силу закона становятся не легитимны), либо на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (24,5 млн гектаров – это фактически самозахват не востребованных земельных долей). В собственность сельскохозяйственными организациями оформлено всего 2,8 млн гектаров. Таким образом, 82% земли обрабатывается на «птичьих правах», что не позволяет кредитовать сельское хозяйство под залог земли.
Как можно планировать развитие сельского хозяйства, не имея прав на основное средство производства — землю? А если кто-то скупит земельные доли и сразу поставит «на колени» любой успешный агрохолдинг путем завышения арендной платы? Своей-то земли у сельскохозяйственных организаций практически нет.
 
Как планируется решать данную проблему?
 
Депутаты Комитета по аграрным вопросам подготовили законопроект, суть которого в упрощении процедуры согласования границ земельного участка, образуемого в счет земельных долей, постановки его на кадастровый учет и легализации прав на землю. Законопроект был одобрен на заседании Комитета 8 октября 2009 года.
Таким образом, предполагается ввести понятие «многоконтурный земельный участок», состоящий из нескольких обособленных контуров, не являющихся самостоятельным объектом права. Это позволит проводить кадастровый учет и государственную регистрацию прав единого землепользователя. В результате не нужно будет заводить множество кадастровых и регистрационных дел и платить каждый раз государственную пошлину. Особенно это нововведение важно для хозяйств, землепользование которых состоит из 200 и более контуров.
Кроме того, устанавливаются критерии, по которым земельный участок можно признать не используемым по целевому назначению. Без этого принудительно лишить прав нерадивого землевладельца и передать участок эффективному собственнику невозможно. Также предполагается введение упрощенной процедуры добровольного отказа от права собственности на земельную долю через регистрационные палаты. Сегодня это можно сделать только по решению суда путем признания земельной доли «бесхозяйным» имуществом.
Законопроект предполагает, что имущество в виде земельного участка из разряда земель сельскохозяйственного назначения или в виде земельной доли переходит в порядке наследования не к Российской Федерации, а в собственность муниципального образования. Из-за существующего правового казуса права на такие выморочные земельные участки и земельные доли в федеральную собственность вообще не оформляются, а земля не обрабатывается и зарастает сорняками и кустарником.
Кроме того, законопроектом предусматривается ввести преимущественное право сельскохозяйственной организации или фермерского хозяйства на получение в собственность (по цене не более 15% от кадастровой стоимости), либо в аренду (без проведения торгов) земельного участка, образованного в счет земельных долей, перешедших в муниципальную собственность. Единственное условие – необходимо подтвердить, что земельный участок действительно использовался данной организацией до его оформления в муниципальную собственность.
Сегодня необходимо в срочном порядке разобраться с невостребованными земельными долями. По нашим подсчетам в муниципальную собственность должно перейти 22 млн гектаров таких земель. Если их продать для сельскохозяйственного использования по льготной цене не более 15% от кадастровой стоимости, то местные бюджеты получат 55 млрд рублей, при том что затраты на организационные работы (созыв и проведение общих собраний дольщиков, составление списка собственников невостребованных земельных долей, межевание и кадастровый учет земельных участков) составят всего 9 млрд рублей. Думаю, что принятие данного законопроекта, в подготовке которого участвуют многие министерства и ведомства, — дело ближайшего времени.

Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте