Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Литература по СКК Законодательство Зарубежный опыт Интервью Исследования Методические документы Нормативные документы Программные документы Статьи, монографии Типовые формы внутренних регламентирующих документов СКК Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Консультации Полезные ссылки Альбом (фото-видео) Обзор СМИ
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

Сельская кредитная кооперация: на пути к стабильному развитию

«Как показывает многолетняя история, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропро­изводителей и сельского малого бизнеса. Кроме того, кредитная кооперация выполняет опреде­ленную социальную функцию, предоставляя жи­телям села возможность реализовать предпри­нимательскую инициативу, решить вопросы пот­ребительского займа, повысить покупательную способность и уровень жизни», - считает генеральный директор Фонда развития сельской кре­дитной кооперации Александр Рассказов.
 
- Александр Николаевич, расскажите, пожа­луйста, о тенденциях развития сельской  кре­дитной кооперации в России. С какими проб­лемами пришлось столкнуться в период ми­рового финансового кризиса?
- В докризисный период в системе сельской кредитной кооперации нашей страны наблюдался не только количест­венный рост кооперативов, но постепенно происходили важ­ные качественные изменения — за   последние три года более чем в три раза увеличилось число кооперативов — обладате­лей солидных активов в размере 5 млн рублей. СКПК в целом успешно решали задачу обеспечения доступности финансо­вых ресурсов для сельхозтоваропроизводителей — предста­вителей малого и среднего агробизнеса.
В условиях экономического кризиса отдельные кредит­ные кооперативы и отдельные региональные системы ис­пытывают определенные затруднения, которые приводят к снижению кредитного портфеля. Основными причинами фи­нансовых проблем деятельности кооперативов сегодня явля­ются несовершенство законодательной базы, несоблюдение кооперативами рекомендуемых финансовых нормативов де­ятельности, недостаточная обеспеченность собственным ка­питалом, отсутствие системы гарантирования, страхования и резервирования, недостаточно высокий профессиональный уровень ряда менеджеров кредитных кооперативов, порой формальный подход к принятию в члены кооператива. В ус­ловиях кризиса проявились такие недостатки в деятельности руководства кооперативов, как неправильное формирование портфеля займов (с неоправдан­но высокой долей сбережений членов кооператива), отсутствие эффективной системы мониторинга, формальное от­ношение к залогу и поручительству, установление необоснованно завы­шенных процентов по сбережениям членов кооператива, отсутствие плана управления ликвидностью на случай банкротства СКПК и другие.
Специалистами ФРСКК в целях пре­одоления возникших проблем разрабо­тана программа, осуществление которой будет способствовать выводу из кризиса системы сельской кредитной коопера­ции. Программа включает, прежде всего, внесение изменений в действующий ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», которыми конкретизируется ряд фи­нансовых нормативов, необходимых для деятельности СКПК (определение ми­нимального размера паевого капитала, размера отчислений в резервный фонд, значения норматива ликвидности, повы­шение требований к членству в коопера­тиве и др.). Не менее важна и активиза­ция работы по созданию гарантийных, залоговых фондов и других институтов стабилизации и гарантии при коопера­тивах 2-го и 3-го уровней.
 
- Сколько на сегодняшний день СКК в России? Какова роль государст­ва в формировании системы сельс­кой кредитной кооперации?
- Если до 1996 г. в стране функцио­нировало   около   500 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, то за два года реализа­ции национального проекта «Развитие АПК» в 87 регионах России было со­здано 1 150 СКПК. Сегодня в России на­считывается более 1 900 СКПК с общим числом членов около 200 тысяч.
Как показывает многолетняя исто­рия, сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроиз­водителей и сельского малого бизне­са. Для многих жителей села и мелких городов сельскохозяйственный пот­ребительский   кредитный   кооператив — это единственный способ получения займов. На конец 2008 г. стоимость ак­тивов СКПК России составляла более 8 млрд руб., а объем предоставленных займов — около 7,5 млрд руб. Кроме того, кредитная кооперация выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села возмож­ность реализовать предприниматель­скую инициативу, решить вопросы пот­ребительского займа, повысить покупа­тельную способность и уровень жизни.
Государственная поддержка сельс­кохозяйственных потребительских ко­оперативов, в том числе и кредитных, осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, бюджетов субъек­тов Российской Федерации и местных бюджетов по направлениям и в пре­делах средств, предусмотренных этими бюджетами на очередной финансо­вый год. Так, в соответствии с Госпрог­раммой финансовая поддержка СКПК осуществляется из федерального бюд­жета посредством предоставления суб­сидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по займам, полученным СКПК в кредит­ных организациях и в сельскохозяйст­венных потребительских кредитных кооперативах. СКПК возмещаются так­же затраты, связанные с уплатой про­центов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на организационное обустройство (при­обретение мебели, оргтехники, в том числе программных продуктов, средств связи, подключение к сети Интернет, оплату аренды офисных помещений, оплату коммунальных услуг). Общая сумма кредита не может превышать 15 млн руб. на один кооператив. Начи­ная с 2009 г., в соответствии с Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1096 пре­дусмотрена государственная поддержка из федерального бюджета экономичес­ки значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъек­тов Российской Федерации, в том числе тех, которые предполагают создание и развитие региональных систем сельс­кохозяйственных потребительских ко­оперативов (снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих, в том числе кредитных), включая коо­перативы 2-го и последующего уров­ней.  К сожалению, в настоящее время реализация данного направления при­остановлена.
В рамках Госпрограммы основная кредитная поддержка сельскохозяйст­венных потребительских кредитных кооперативах с целью пополнения фондов финансовой взаимопомощи осуществляется через ОАО «Россельхозбанк».
На наш взгляд, в период эконо­мического кризиса для сохранения созданной системы сельскохозяйст­венной потребительской кредитной кооперации необходимо особое вни­мание уделить совершенствованию государственной поддержки по таким направлениям, как выделение средств (на условиях софинансирования) на формирование    гарантийных   фондов при кооперативах 2-го и 3-го уровней, формирование страхового фонда сбе­режений членов кооператива, оказание стартовой финансовой помощи СКПК, обучение и подготовку кадров.
 
 - Кто может стать организатором СКК у себя в регионе?
 - Обязательными условиями созда­ния сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива являют­ся инициатива и заинтересованность «снизу». В соответствии с современным законодательством кредитный коопе­ратив может быть создан не менее чем 15 гражданами и (или) 5 юридическими лицами. Членами СКПК могут быть явля­ющиеся сельскохозяйственными това­ропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающие­ся садоводством, огородничеством или животноводством, и сельскохозяйст­венные потребительские коопера­тивы. Кроме того, закон позволяет принимать в СКПК граждан и юриди­ческих лиц, которые оказывают услуги потребительским кооперативам или сельскохозяйственным товаропроиз­водителям либо являются работника­ми учреждений социального обслужи­вания населения сельских поселений (до 20 процентов от суммарного числа членов кооператива — сельскохозяйст­венных товаропроизводителей). Чле­нами кредитного кооператива не могут быть государственные и муниципаль­ные унитарные предприятия, а также акционерные общества, акции которых находятся в государственной собст­венности.
 
- Предоставляются ли какие-то льготы и займы начинающим коопе­ратором?
- Основная финансовая помощь начинающим кооперативам осуществ­ляется через ОАО «Россельхозбанк». Для вновь созданных кредитных кооперативов первого уровня предусмотрены кредиты сроком не более 5 лет на со­здание материально-технической базы, аренду (приобретение) и техническое оснащение помещения, офиса, приобре­тение офисной техники, программного обеспечения, средств связи, транспорт­ных средств. При этом кооператив дол­жен представить утвержденный общим собранием членов СКПК бизнес-план (план развития) и региональную гаран­тию. Процентная ставка по кредитам определяется региональными фили­алами в пределах установленных им полномочий. Для вновь созданных и действующих кредитных кооперативов первого уровня предусмотрены кре­диты в целях выдачи займов членам СКПК: сельскохозяйственным потре­бительским перерабатывающим, снаб­женческим, сбытовым, обслуживающим кооперативам (СПоК), крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на производственные цели, физичес­ким лицам-членам кооператива на пот­ребительские цели на срок до 8 лет.
 
 - Какими Вам видятся место и роль Фонда в развитии сельской кре­дитной кооперации?
 - Фонд развития сельской кре­дитной кооперации, являющийся негосударственной некоммерческой организацией, учрежден в февра­ле 1997 г. Это первая и на тот период единственная организация федераль­ного уровня, целью которой явилось создание, развитие и поддержка сис­темы сельскохозяйственных кредитных кооперативов в России. Такой она оста­ется и в настоящее время. Деятельность ФРСКК направлена на сотрудничество с менеджментом, уже имеющим опыт управления с финансовыми ресурса­ми. Вместе с тем Фонд предоставляет консультационные услуги на безвоз­мездной основе для представителей инициативных групп по созданию коо­перативов, а также проводит обучение руководителей и специалистов СКПК всех уровней, в том числе и начинаю­щих свою деятельность.
В течение более двенадцати лет ФРСКК ведет активную работу по при­влечению отечественных и иностранных инвестиций для оказания финансовой поддержки сельским кредитным коо­перативам. В этом направлении наибо­лее важным аспектом его деятельности является участие в российско-амери­канской  программе «Развитие сельской кредитной кооперации в России», разработанной при активном участии ФРСКК с российской стороны и компа­нии ЭЙСИДИАЙ/ВОКА с американской стороны, которая осуществляется с ав­густа 1999 года. В рамках программы Фонд, аккумулировав денежные средст­ва от продажи гуманитарной помо­щи, предоставленной в 1999-2000 гг. Правительством США, осуществляет финансирование частных сельских то­варопроизводителей — пайщиков кре­дитных кооперативов. Эта программа сейчас продлена до 2014 г., что подчер­кивает ее эффективность и перспектив­ность для развития сельских кредитных кооперативов России. Также ФРСКК как признанная на международном уров­не устойчивая финансовая организа­ция, представляющая на федеральном уровне движение сельской кредитной кооперации в России, получает зай­мы от таких зарубежных кредиторов, как Швейцарский фонд Blue Orchard (Швейцария), финансовая компания Oikocredit (Нидерланды), Developing World Markets (DWM)(США).
Средства, предоставляемые Фондом на возвратной основе, используют­ся членами СКПК для развития сельс­кохозяйственного производства, на покупку семян, кормов, горючего, удоб­рений, пестицидов, горюче-смазочных средств, скота, материально-техничес­кое обеспечение. В структуре заемщи­ков, которым предназначены средства ФРСКК, преобладают сельскохозяйст­венные товаропроизводители (80%). За весь период деятельности ФРСКК предоставил кооперативам займов на общую сумму свыше 2,2 млрд рублей.
В плане создания многоуровневой системы сельской кредитной коопера­ции большая работа была проведена ФРСКК в рамках реализации приори­тетного национального проекта «Раз­витие АПК» по направлению «Стимули­рование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», в котором ФРСКК являлся соисполните­лем. Сотрудниками ФРСКК разработа­ны ряд специальных курсов и пособий по созданию СКПК и организации его работы. Несколько тысяч представи­телей сельских кредитных кооперати­вов прошли обучение на семинарах и тренингах, организованных Фондом при поддержке партнерских организа­ций. Информационно-консультацион­ным обслуживанием охвачено более 50% сельских кредитных кооперати­вов России. Сейчас эта работа идет в сотрудничестве с Министерством сельс­кого хозяйства Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы развития АПК. В этом на­правлении партнерами Фонда являют­ся Союз сельских кредитных коопера­тивов, региональные системы сельской кредитной кооперации, которые функ­ционируют уже в 34 субъектах Россий­ской Федерации.
В числе приоритетов я бы отметил и создание системы ревизионных союзов в России в свете требований современ­ного законодательства. В 2008 г. при содействии ФРСКК была зарегистриро­вана первая в России саморегулируе­мая организация ревизионных союзов — «Агроконтроль», которая объединяет вновь созданные ревизионные сою­зы из 50 регионов России.
Не менее важна многолетняя рабо­та Фонда по пропаганде идеи сельской кредитной кооперации, подготовке и распространению научно-методичес­кой литературы, участие его в издании научно-практического журнала «Сельс­кий кредит».
 
- Сегодня в России действует трехуровневая система сельской  кре­дитной  кооперации. Для чего такой сложный механизм? Есть ли аналоги российской модели сельской кредит­ной кооперации на Западе?
Уже в первые годы своей деятель­ности Фондом определена модель фор­мирования и развития сельской кре­дитной кооперации в России. В основе ее лежит исследование закономернос­тей развития кредитной кооперации на примере зарубежного опыта (Германии, Франции, США и др.) и позитивных элементов российской кооперативной истории. Многоуровневый характер кредитной системы присущ странам Центральной Европы. Так, во Франции, Германии, Австрии действует трехуров­невая система кредитной кооперации: местная касса (банк) — региональная касса (банк) — центральная касса (банк). Двухуровневая система прису­ща скандинавским странам.
К настоящему времени в России сформирована трехуровневая система сельскохозяйственной потребительс­кой кредитной кооперации с отдель­ными элементами инфраструктуры. В 78 регионах России функционируют сельские кредитные потребительские кооперативы 1 уровня; в 34 регионах России сформированы двухуровневые системы сельскохозяйственной кре­дитной потребительской кооперации (кооперативы 1-го уровня объединены в региональный кооператив 2-го уров­ня). На национальном уровне создан кооператив 3-го уровня — Межрегио­нальный сельскохозяйственный кре­дитный потребительский кооператив «Народный кредит», в который вошли 17 кооперативов 2-го уровня и 4 ассо­циированных члена.
Как показывает опыт, многоуровне­вая система — это путь к стабильному развитию кооперативной системы в целом, она позволяет решать задачи системного характера по поддержанию развития кредитных кооперативов, их финансовой устойчивости и надежнос­ти. Сегодня, в условиях экономического кризиса, большинство сельскохозяйст­венных потребительских кредитных кооперативов и их региональных сис­тем продолжают нормально функцио­нировать. Это относится к кооперати­вам Саратовской, Астраханской, Воло­годской областей, Республик Чувашия, Калмыкия, отдельным кооперативам Волгоградской и Ростовской областей. Преимущество такой системы состоит в том, что она обеспечивает возможность каждому  кооперативу совершенст­вовать структуру, стабильно получать поддержку, применять единую норма­тивную документацию, единые кри­терии подбора и подготовки кадров, осуществлять финансовое регулиро­вание деятельности кредитных коопе­ративов в целях снижения рисков, и в целом создает возможность формиро­вания единой системы гарантий и ре­визий и обеспечивает сотрудничество с государственными органами.
 
 
 № 1 январь 2010, журнал «Агрострахование и кредитование»


 

 
Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте