Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Литература по СКК Законодательство Зарубежный опыт Интервью Исследования Методические документы Нормативные документы Программные документы Статьи, монографии Типовые формы внутренних регламентирующих документов СКК Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Консультации Полезные ссылки Альбом (фото-видео) Обзор СМИ
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

Интервью директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства А.В. Шарова ««Малышей» сгоняют в стаи», Российская Бизнес-газета, 19 октября 2010 г.

«Малышей» сгоняют в стаи

 

Важнейшая задача правительства - изменить структуру малого бизнеса. Поможет в этом кластерная политика. В этом уверен директор департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Андрей Шаров

- Андрей Владимирович, почему стало необходимым формирование и развитие кластеров малых предприятий, как это будет поддерживаться, в каких областях?

- В этом году мы впервые начали поддерживать кластерные инициативы малых компаний не на словах, а рублем. Нашли более 160 млн на поддержку центров развития кластеров в Санкт-Петербурге, это машиностроение и металлообработка, Республике Татарстан - нефтехимическая промышленность, переработка полимеров, Калужской области - автомобильный кластер. Почему это так важно? Одна из задач правительства - увеличить долю в малом бизнесе промышленности, обрабатывающих производств, долю бизнеса, которая работает на субконтракте с крупными поставщиками. Без центров кластерного развития это сделать сложно. Более того, мы поддержали и другие элементы инфраструктуры высокотехнологического бизнеса. Допустим, в Новосибирске создается прекрасный технопарк, в его рамках - центр прототипирования, инжиниринговый центр. В Пермской области мы поддержали центр развития дизайна, речь идет прежде всего о промышленном дизайне. В Самарской области - центр информационного развития кластерных инициатив.

- Какие деньги задействованы?

- 160 миллионов рублей из федерального бюджета, регионы выделили примерно 50-60 млн.

То есть запланировано потратить около 200-220 млн рублей на первые девять центров в 2010 году.

- Кто будет контролировать расходование средств?

- Мы и регионы. Это общая схема. Надо честно признать, что уровень развития малого бизнеса в сфере субконтракта с крупными компаниями, достаточно низкий. Мы часто слышим сетования зарубежных производителей, допустим, автомобилей, другой сложной техники, о том, что им проблематично найти малую или среднюю компанию, которая могла бы четко и в срок, заданного качества исполнять их заказ по поставке комплектующих. Новые центры призваны оказывать и консультационную помощь, и обучающую поддержку, а мы готовы финансировать изменения, которые малое предприятие производит у себя, чтобы соответствовать требованиям крупных поставщиков. Быстрых результатов ждать не стоит. Думаю, пройдет 2-3 года, прежде чем центры кластерного развития, прототипирования выйдут на проектную мощность и будут оказывать заметное влияние на экономику региона.

- Как будут финансироваться центры прототипирования в следующем году?

- Произойдет увеличение сумм на 15 процентов. Ситуация, когда большинство программ бюджета сокращается, а расходы на малый бизнес растут, показывает востребованность этих программ у предпринимателей, высокую бюджетную эффективность. В прошлом году благодаря программе поддержки было создано и сохранено более 350 тысяч рабочих мест. Когда регионы защищают свои программы, минимальная бюджетная эффективность, после которой программа одобряется, должна привести на один рубль вложений три рубля налогов в среднесрочной перспективе. В следующем году будет 20 млрд 800 млн рублей на программу, из них 16 млрд мы потратим на поддержку компаний, в том числе инновационных. Другое важное направление - модернизация существующих бизнесов, в основном это лизинговые программы, субсидирование лизинга. Третье направление - микрозаймы. Планируем сокращать объем по грантам, потому что ситуация на рынке труда стабилизируется, количество безработных снижается, грантовая поддержка будет отдаваться по преимуществу инновационным компаниям либо предоставляться в депрессивных территориях, как моногорода. Следующее направление - поддержка и экспорта, и предэкспорта. Мы должны стимулировать те компании, которые создаются и действуют как экспортные, как международные. А будет ли она поставлять продукт в Россию или за рубеж - это вторично. Мы также не бросим моногорода. В более чем тридцати моногородах, по которым начали финансирование в этом году, продолжим его и на следующий год. В приоритетах у нас остается развитие предпринимательства на Северном Кавказе, как способ борьбы с безработицей и вывода из тени действующих предпринимателей. Будем продолжать создавать инфраструктуру, центры прототипирования, дизайна, развития кластерных технологий, наши традиционные бизнес-инкубаторы, а также промышленные парки. Промышленный или индустриальный парк - это территория, которая подготавливается для инвестора. Инвестором являются малые и средние компании, они получают в долгосрочную аренду помещения этих промышленных парков по символической арендной плате. В нынешнем году мы поддержали Белгородский промышленный парк, Пензенский технопарк, открыли первый промышленный парк в Республике Татарстан (в Набережных Челнах).

- А что касается гарантийных фондов?

- В этом году мы наращивали их объем. В результате гарантийных фондов нет только на Чукотке, в Ненецком АО. Объем их - 24,4 млрд рублей. Это означает гарантии на 100 млрд рублей кредита. На 1 июля 2010 года выдано 13 тысяч 454 поручительства. Мы оцениваем эту программу, как одну из самых успешных, востребованных у бизнеса. В программе участвует около 200 банков. В этом году принят закон о микрофинансировании, который легализовал отношения по небольшим займам. Рассчитываем, что закон позволит привлечь инвесторов в эту сферу, как иностранных, так и российских. Со своей стороны мы не сворачиваем, а наращиваем программу развития микрофинансовых организаций. Уже в 50 регионах такие организации работают, их суммарная капитализация - 3 млрд 800 млн рублей. Портфель активных займов - более 8 тысяч. Интересная цифра - средний заём составил 621 тысячу рублей, то есть 20 тысяч долларов. По микрофинансированию, по мере прихода частных инвесторов в эту сферу, государственные, муниципальные фонды поддержки мы будем либо приватизировать - отдавать в частный сектор, либо преобразовывать в фонды фондов, так называемые фонды второго уровня, когда они будут давать деньги не заемщику, предпринимателю, а частной микрофинансовой организации. Эти организации будут доводить ресурсы до заемщика. Подобная схема действует успешно во многих странах мира.

- Останется ли субсидирование процентной ставки?

- Субсидирование процентной ставки мы применяли как антикризисную меру в 2009 году. Действительно, ставки были очень высоки для малого бизнеса, если бы мы эту меру не применили, многие не смогли бы обслуживать кредиты и получить новые займы на сохранение бизнеса. Более 3 млрд таких ресурсов мы предоставили, просубсидировали 30-40 млрд кредитов. За год ситуация изменилась, ставки упали. Нам хотелось бы, как и бизнесу, чтобы они были еще ниже. Мы оставили субсидирование процентных ставок только для инновационных предприятий. Другим предприятиям мы предлагаем микрозаймы, а также воспользоваться институтами гарантийных фондов.

И субсидируем еще процентную ставку, стимулируем кредитование экспорта.

- На каких секторах малого бизнеса будут сконцентрированы ваши усилия?

- Задача нашей программы на текущий момент состоит в том, чтобы эти небольшие ресурсы (во Франции 22 млрд евро в год тратится, у нас - 20 млрд рублей) сконцентрировать на тех секторах малого бизнеса, которые недоразвиты. Если мы будем все это отдавать торговле, нам никаких денег не хватит. В этом году 2 млрд предоставили инновационным компаниям, 1 млрд 200 млн рублей - на поддержку лизинга. В гарантийных фондах установили правило: до 20 процентов, как индикатор успешности, должно предоставляться инновационным компаниям. Поставили себе задачу: снизить к 2012 году долю компаний в торговом секторе в два раза. Но снизить - не значит, что мы должны убить эти компании.

Мы хотим нашими деньгами стимулировать предпринимателей заниматься теми секторами, которые у нас недоразвиты. К примеру, сектором здравоохранения. Допустим, сферой диагностики. Это же огромное поле для малого бизнеса. Мы ставим задачу кратного роста малого бизнеса в секторах здравоохранения и секторе социальных услуг. Если хочешь заниматься торговлей, пожалуйста. Но на территории депрессивной или в дальних деревнях. Планируем всячески поддерживать нестационарную торговлю и услуги. Это такие симпатичные фургончики, которые могут быть оборудованы под 40 различных видов бизнеса, начиная от простой торговли и заканчивая, допустим, хлебопекарным предприятием на колесах, починкой обуви, стоматологическим или рентгенкабинетом. И подобные проекты поддержим через субсидированный лизинг. Готовы субсидировать до 30 процентов. Приобретаешь в лизинг такой фургончик тысяч за 300, прицепляешь его к машине и - поехал. Бизнес этот быстрее окупается. Он ликвидный. То есть если у тебя что-то не получилось, ты фургон на рынке продал. Спрос есть. Интересно, что в европейских странах колесят по дорогам сотни тысяч таких фургончиков. Только в Германии их свыше ста тысяч.

- А шерстить их местные предприниматели и администрации не будут?

- Наша задача - изменить законодательство о торговле и обеспечить им максимальную доступность. Муниципалитет только должен будет определить места запрещенных стоянок. А шерстить их не будут. Мы хотим эту систему сделать очень удобной с точки зрения налогообложения. Перевести на патент, который на 90 процентов зачислят в местный бюджет.

- Минэкономразвития подвело итоги правоприменения 294-ФЗ. Из доклада ясно, что многие нормы закона не работают. Ведомства продолжают с азартом и в прежнем объеме проверять предприятия, в том числе и малого бизнеса.

- Мы оцениваем этот закон очень положительно, Институт согласования с прокуратурой сработал. Растет число уведомлений о начале бизнеса. Очень важно, что сработала также такая норма, как согласование с прокурором плановых проверок, ежегодный план. Прокуратура сообщает о том, что более миллиона запросов от ведомств пришло, и половину они отклонили, поскольку нет оснований. 294-ФЗ - закон о процедурах. Если процедура проверки нарушена, то в судебном порядке можно признать ее недействительной. Допустим, вас не уведомили о проверке, не составили акт. Или акт составлен с нарушением закона. И что очень важно - суды встают на сторону предпринимателей. Зафиксированы решения судов, которые признают проверки, совершенные с нарушением закона, недействительными. Также мы ввели ответственность для недобросовестных инспекторов, штрафы. Административный штраф небольшой: 5-10 тысяч рублей, но пару раз тебя штрафанут, а на третий раз попросят освободить место.

Конечно, есть еще проблемы. Многие муниципалитеты пытаются проверять предпринимателей, называя это не проверкой, а мониторингом, анализом. Надо отдать должное прокуратуре, которая отстаивает позицию предпринимателей. Мы видим, что и милиционеры резко снизили активность по проверке микропредприятий, потому что дублирующие полномочия милиции на потребительском рынке убраны. 294-ФЗ поставил нерадивого инспектора вне закона.

- Больше всего малый бизнес жалуется на прессинг налоговиков...

- Большие надежды мы связываем с новым руководителем налоговой службы. А проблемы у предпринимателей прежние: неосмотрительность предпринимателей при заключении контрактов с фирмами-однодневками; приостановление операций по счетам. Это две горящие темы, которые мы должны в ближайшее время вместе с налоговой службой решить. Что же касается поднятия социальных платежей, то не секрет, малый бизнес все сделает, чтобы их минимизировать. И "серые схемы" применит, и сотрудников уволит, и примет на работу дешевую иностранную рабочую силу. Мы посмотрели оценки Всемирного банка, который оценивал административные расходы бизнеса в 2004 году в 13 процентов, а в начале 2009-го уже в 4 процента. Посчитали - это для малого бизнеса экономия в 2 трлн рублей. А увеличение нагрузки по социальному налогу где-то около 400 млрд рублей. Таким образом, для того чтобы нам компенсировать 400 млрд, надо еще на несколько процентов сократить "административный налог". И мы над этим будем работать. Второе. Есть удобная система налогообложения в виде патента. Закон по патентам скоро будет принят. Идея состоит в том, что будет установлена единая федеральная доходность для всех видов деятельности. А регионам мы дадим право ее снижать и дифференцировать. Сейчас в налоговом режиме в виде патента - всего несколько тысяч предпринимателей. А потенциал оценивается минимум в миллион. Та самая теневая занятость. Такие предприниматели налоги не платят. Но они, с другой стороны, бесправны. Не могут участвовать в наших программах, не могут получать кредиты, финансирование, поддержку и т.д. Мы их должны вывести на белый свет. 90 процентов налогов пойдут в местный бюджет. Власти будут заинтересованы в том, чтобы сохранять налогоплательщиков, включать их в свои программы поддержки.


Российская Бизнес-газета, 19 октября 2010 г. 
 
Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте