Число СКПК в России - 1745

Двухуровневая система СКПК создана в 33 регионах

Литература по СКК Законодательство Зарубежный опыт Интервью Исследования Методические документы Нормативные документы Программные документы Статьи, монографии Типовые формы внутренних регламентирующих документов СКК Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Консультации Полезные ссылки Альбом (фото-видео) Обзор СМИ
Вход для зарегистрированных пользователей | Регистрация

Забыли пароль?

Обзор СМИ: Малый бизнес обеспечат микрофинансами

Анастасия Башкатова
"Независимая газета", 15.07.2010


Торговлю и сферу услуг в регионах банки кредитовать не будут

Чиновники пришли к выводу, что принятый в начале июля Закон "О микрофинансовой деятельности" все-таки будет иметь положительные последствия. В частности, небанковское кредитование наконец-то станет абсолютно легальным и прозрачным, а стартапы и малый бизнес — особенно в отдаленных регионах страны — получат необходимую финансовую поддержку. Однако эксперты видят в документе некоторые шероховатости: развитие регионального бизнеса и полная легализация микрофинансовых организаций — это как раз необязательное следствие закона.

Вчера Минфин, Минэкономразвития (МЭР) и участники финансового рынка обсудили последствия принятого в начале июля Закона "О микрофинансовой деятельности", который вступит в силу через полгода. Под микрофинансовой деятельностью понимается предоставление юридическими лицами — микрофинансовыми организациями — займов, не превышающих сумму в 1 млн. руб, представителям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Цель закона — окончательная легализация этой деятельности, введение механизмов ее госрегулирования, определение порядка предоставления организациям статуса микрофинансовых.

То есть речь идет о попытке создать в стране легальные, надежные и удобные механизмы кредитования малого бизнеса на относительно небольшие суммы. Как пояснил юрист компании Penny Lane Realty Сергей Поправка, основными потребителями микрозаймов являются в первую очередь представители торговли и сферы мелких услуг.

Для малого бизнеса данный закон — исторический документ, заявил вчера директор департамента развития малого и среднего бизнеса МЭР Андрей Шаров. "Сейчас есть Гражданский кодекс, он позволяет предоставлять кредитные ресурсы юридическим, физическим лицам. Есть также закон о банках, он говорит, что систематическое кредитование — это суть банковской деятельности. И представьте себе, что все микрофинансирование держится сейчас в стране лишь на одном письме Центробанка, который признает микрозаймы небанковской деятельностью, — сокрушался он. — Если эта позиция завтра поменяется, то у нас вне закона окажутся все микрофинансовые организации". Речь может идти как минимум о 400—500 организациях.

С одной стороны, закон, по мнению представителей ведомств, создает инвесторам комфортные условия для вложения средств в сферу небанковского кредитования. Спрос на микрозаймы в стране, по словам Шарова, сумасшедший и удовлетворяется сейчас лишь на 10—15% при ежегодной потребности в микрофинансовых ресурсах в 250—300 млрд. руб.

С другой стороны, закон напрямую помогает малому бизнесу. "Не секрет, что банки неохотно кредитуют стартапы, — объясняет Шаров. — Закон же поможет финансировать стартапы и те предприятия, которые создаются безработными в рамках государственной поддержки".

Еще одно положительное следствие нового законодательства — стимулирование развития бизнеса в отдаленных уголках страны. "Для того чтобы у нас сформировалась полноценная возможность для предпринимателя начать свое дело в России, необходимо, чтобы такая возможность была у него везде. И в малых городах, и в крупных, и в деревнях. Иначе наше разделение на богатых и бедных, на развитые и неразвитые регионы никогда не закончится, этот разрыв будет только нарастать. Первая основная задача микрофинансирования — развитие финансовой инфраструктуры в сельской местности и малых городах", — обратил внимание президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута. "Поэтому мы надеемся, что закон окажется хорошим подспорьем для развития малого бизнеса за пределами мегаполисов", — тут же добавил замглавы Минфина Алексей Саватюгин.

В то же время, по мнению некоторых представителей банковского сектора, есть у данного закона и свои шероховатости. "В какой-то степени микрофинансовые организации создадут конкуренцию кредитным банковским организациям. Потому что та часть банков, которые находятся ниже среднего уровня, будет испытывать нарастающее давление теперь и со стороны микрофинансовых центров. Ведь к таким центрам не предъявляются требования по минимальному капиталу", — отмечает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Хотя в то же время он попытался разграничить сферу деятельности банков и микрофинансовых организаций: "Микрофинансовые центры просто подготавливают клиентов для кредитования большего, уже банковского масштаба".

Другая проблема, на которую указал президент УК "Центр микрофинансирования" Павел Сигал, состоит в том, что вовсе не обязательно легализация и стимулирование микрофинансовой деятельности помогут развитию бизнеса в удаленных регионах страны. "Да, микрофинансирование востребовано и в малых, и в больших городах. Но сейчас основная масса микрофинансовых организаций сосредоточена в европейской части России и на Урале. И почти никак эта сфера не представлена в более сложных регионах с маленькой плотностью населения — в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В эти регионы микрофинансовые организации без господдержки не пойдут, это надо понимать", — сказал он.

Также Сигал обратил внимание на интересную российскую особенность. "Если на Западе микрофинансирование — это борьба с нищетой, то в России это — программа организации доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам".

Наконец, Мамута не исключил, что после вступления закона в силу некоторые организации будут по какой-то причине не заинтересованы в том, чтобы стать легализованными и прозрачными.


Проект
Проект "1С для СКПК"


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - 2016 
подробнее » Арбитражный Третейский Суд гор
Арбитражный Третейский Суд гор Арбитражный Третейский Суд города Москвы
подробнее »
© "ФРСКК" 2006.
Все права защищены
USAID

Сайт разработан на средства Агентства США по
международному развитию, предоставленные через
некоммерческую корпорацию «ЭЙСИДИАЙ/ВОКА»
в рамках Соглашения №AFP-A-00-04-00034-00.

ACDI VOCA
Дизайн и разработка сайта
Сделано в RUSOFT   |  О сайте